ВЫБОР ЛОДОЧНОГО МОТОРА - ЧАСТЬ 1


МОТОРЫ, ЛОДКИ... (Российское) ПРАВО, ПРАКТИКА... Покупка первого лодочного (подвесного) мотора - весьма ответственный шаг в жизни любого рыбака. Как правило, этому предшествуют многочисленные консультации с коллегами в Интернете, изучение литературы, хождение по специализированным магазинам и: согласование семейного бюджета. Когда все этапы уже пройдены, казалось бы, простое дело - пойти и купить, но: не все так просто. Есть несколько "подводных камней", с которыми придется "столкнуться" счастливому моторовладельцу уже с первых шагов эксплуатации своего "подвесного помощника". Готов ли начинающий водномоторник к этому морально, физически и материально? Итак, все по порядку:

  1. Еще до покупки мотора необходимо определиться с водоемами, на которых планируется его эксплуатация. В соответствии с существующими в каждом регионе Правилами спортивного рыболовства, могут быть акватории, где эксплуатация двигателей внутреннего сгорания запрещена. Не попадают ли в их число избранные вами?
  2. Подвесной лодочный мотор, как таковой, не подлежит регистрации в ГИМСе. Он вписывается в судовой билет, выдаваемый как регистрационный документ на плавсредство. А это значит, что при эксплуатации мотора без своей личной лодки, вам необходимо возить с собой документы, выданные при его покупке (кассовый и товарный чеки, как свидетельства его легального приобретения).
  3. Когда вы завели мотор, подвешенный на транце лодки, и взялись за румпель, то стали лицом, управляющим транспортным средством. Законодатель не делает различий между двигателем внутреннего сгорания и лодочным электромотором. У вас должны быть права, установленного образца, выдаваемые ГИМСом.
водомоторные выставки

Для получения этого документа, как правило, необходимо закончить курсы судоводителей (в некоторых регионах возможна сдача экстерном, но при условии окончания ранее мореходных, военно-морских или кораблестроительных учебных заведений, где по программе обучения читались и сдавались соответствующие курсы).

Если вы, успешно сдав экзамен, по окончании курсов (или экстерном) получили ПРАВА на управление одним из плавсредств: аквабайком (гидроциклом); парусным судном с парусом, площадью до 12 квадратных метров; мотолодкой с подвесным мотором без ограничения мощности; катером со стационарным двигателем, мощностью до 75 лошадиных сил - в разрешенных для плавания районах МП и ВВП, то все, что излагается ниже, вам уже известно.

Для тех же, кто еще только готовится к курсам, некоторые аспекты будут новыми.

Предположим, что вы решили поехать на рыбалку, взяв лодку напрокат:

В ЭТОМ СЛУЧАЕ ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: на какую предельно допустимую мощность рассчитан данный корпус; какое состояние корпуса, транца лодки, в особенности в местах прилегания транца к бортам и днищу; соответствует ли высота транца выбранной лодки, установочным параметрам вашего мотора; имеются ли блоки безопасности.

максимальная мощность мотора на судне

Особо необходимо отметить следующее. Превышение предельно допустимой мощности чревато серьезными последствиями, как с позиций собственной безопасности, так и с позиций контролирующих безопасность на воде правоохранительных структур.

В путевку, выдаваемую егерем на базе, должно быть вписано, что гребная лодка, а именно так регистрируются лодки типа "Пеллы", "Пеллы - Фиорда", "Кефали", "Лагуны" и т.д., используется, как моторная, с мотором таким-то. При использовании взятого на базе корпуса моторного судна, типа "Казанки" или "Прогресса", оформление документов такое же.

Если вы берете плавсредство у частного лица, например, у вашего приятеля, проживающий на берегу, то обратите внимание на следующие моменты: корпус должен нести бортовой номер; у судовладельца должен быть в наличии судовой билет с отметками о прохождении ежегодного техосмотра; судовладелец должен выписать на имя рулевого доверенность на право управления на соответствующий срок.

Доверенность выписывается от руки с указанием паспортных данных судовладельца и рулевого. И, естественно, что у вас при себе на воде должны бы документы на мотор и права водномоторника.

Примечание: законодательство требует нотариально заверенной доверенности на плавсредство только при решении финансовых вопросов от имени судовладельца. Любое нарушение закона, отсутствие вышеуказанных документов чревато сильно испорченной рыбалкой. По закону это может быть наказание от устного замечания и переводу лодки в режим весельной гребли, до изъятия лодки с помещением ее на штрафстоянку (со всеми вытекающими).

Покатавшись на прокатных лодках, многие начинают задумываться о переходе в режим СУДОВЛАДЕНИЯ.

Несколько слов по возможным вариантам лодок до 5 метров длиной. Но сначала необходимо реально оценить свои финансовые возможности и определиться с водоемом (водоемами).

Итак, на выбор: Надувная лодка (резина или ПВХ); Жесткий корпус (металл или пластик, открытый или каютный, глиссирующий или водоизмещающий, отечественный или импортный, и, наконец, новый или б/у); РИБ (пластиковый или металлический, жесткий корпус).


НАДУВНЫЕ СУДА

ПЕРЕЧИСЛИМ ДОСТОИНСТВА. Самое компактное (как в перевозке, так и в эксплуатации), легкое и мобильное плавсредство. Позволяет "дотянуться" практически до любого водоема. При холодной голове достаточно мореходное и безопасное. Не требует существенных доделок - тюнинга для рыболовных целей. При подборе соответствующего мотора и винта позволяет рыбацкой компании из 2 - 3 человек покрывать достаточно большие расстояния и передвигаться со скоростями, порядка 30 - 40 км/час. Надлежащий уход и отношение оставляет работоспособным до 10 лет. В водоизмещающем режиме можно использовать с моторами от 2-х лошадиных сил.

К НЕДОСТАТКАМ ОТНЕСЕМ: большую парусность и плохую ходкость под веслами; малую килеватость корпуса, которая делает ощутимой для пассажира даже небольшую волну; нарушение скоростного режима движения, особенно против волны и ветра, что чревато и серьезными травмами пассажира (компрессионное повреждение позвоночника), и возможностью переворота; невысокий надводный борт, вызывающий забрызгивание на ходу или заливание на крутой волне; малый объем внутреннего пространства (частично <съедаемый> баллонами), в сравнении с жесткими корпусами этих же размеров (для специалистов - размерений), который делает надувную лодку - лодкой однодневной рыбалки (необходим базовый лагерь на берегу); необходимость следить за давлением в баллонах при изменении температуры воздуха и появлении солнца (недокач - потеря формы, как следствие, скорости и управляемости, а перекач - вероятность взрыва баллона); необходимость контроля состояния клапанов, клеевых соединений и ПВХ; потребность в тщательной уборке песка из кокпита для избежания абразивного истирания в местах прилегания пайол к баллону; меньшая скорость при равных весовых параметрах в сравнении с жестким глиссирующим корпусом.

надувные суда

ГЛАВНОЕ! При использовании на больших открытых акваториях, а в Ленинградской области к таким относятся Ладога, Онега и Финский залив, применение корпусов длиной, менее 3,5 - 3,6 м может быть НЕБЕЗОПАСНЫМ.

В заключение отметим, что сборка и разборка ПВХ лодки, длиной более 4-х метров, затруднительна. Для такого корпуса целесообразно применение лодочного трейлера, что сводит практически к нулю все преимущества мобильности.

ГЛАВНОЕ! При использовании на больших открытых акваториях, а в Ленинградской области к таким относятся Ладога, Онега и Финский залив, применение корпусов длиной, менее 3,5 - 3,6 м может быть НЕБЕЗОПАСНЫМ.

В заключение отметим, что сборка и разборка ПВХ лодки, длиной более 4-х метров, затруднительна. Для такого корпуса целесообразно применение лодочного трейлера, что сводит практически к нулю все преимущества мобильности.


ЖЕСТКИЕ КОРПУСА ВОДОИЗМЕЩАЮЩИЕ

ДОСТОИНСТВА: "бюджетная" цена; хорошая управляемость и ходкость под веслами; достаточные внутренние размеры для размещения снаряжения (есть тент - нет необходимости в базовом лагере на берегу); долговечность и ремонтопригодность; мобильность и компактность (при весе лодки до 60 кг - возможна перевозка на багажнике, спуск на воду и подъем - вручную); низкий налог на транспортное средство; пригодность для ремонта своими силами; отдельные модели лодок ("Романтика", "Лагуна", "Кефаль" и т. д.) можно вывести на режим, близкий к глиссированию под мотором в 5-6 л.с. (при условии суммарного веса рыбаков до 130 кг).

ПЕРЕЧИСЛИМ ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ: невысокая мореходность; небольшой радиус действия из-за небольших скоростей; конструктивно не решен вопрос безопасности (мал запас встроенных блоков плавучести); для транспортировки необходим прицеп (при весе более 60 кг), либо трейлер; лодка больше предназначена для постоянного хранения в одном месте.


ЖЕСТКИЕ КОРПУСА ГЛИССИРУЮЩИЕ

ОСНОВНЫЕ ДОСТОИНСТВА: высокая скорость перемещения и большой радиус действия; автономность плавания с экипажем 2-3 человека; мореходность; долговечность при надлежащей эксплуатации; возможность установки резервного мотора; большой объем внутреннего пространства; наличие , как правило , бортовой электросети, что дает возможность установки помимо штатного, еще и вспомогательного оборудования для повышения безопасности плавания (электропомпа, навигационная техника, светотехника, приборы контроля работы двигателя).

ЕСТЬ, КАК ВСЕГДА, И НЕДОСТАТКИ: высокая цена; солидный вес; необходимость транспортировки на трейлере (ежегодный ТО трейлера и ОСАГО); необходимость в соответствующем тягаче (АВТО 4Х4); ограниченное количество мест спуска на воду плавсредств (причал); потребность в основном двигателе, мощностью более 10 лс; очень затруднительное перемещение на веслах; высокая стоимость эксплуатации; немалый ежегодный налог на транспортное средство.

глиссирующие корпуса судов

При сравнении металлических и пластиковых корпусов можно сказать, что при одинаковых размерах металлические заметно легче. Следовательно, для достижения одинаковых скоростей им необходим мотор меньшей мощности. Но, с другой стороны, пластик позволяет создавать сложные обводы, которые оказываются более мореходными и скоростными, чем металлические. К тому же пластик намного легче поддается ремонту.

Каютный вариант еще более утяжеляет конструкцию. Вариант, когда в каюте можно полноценно разместить на ночлег 3-х человек средней упитанности требует длину корпуса уже за 5 метров.

rib корпуса судов

РИБы

Всё то же самое, что и у глиссирующих жестких корпусов. Только В ДОСТОИНСТВА МОЖНО ДОБАВИТЬ, что это самые мореходные суда из рассматриваемого перечня, самые скоростные. А В НЕДОСТАТКАХ - что их внутренний объем несколько уступает при равных размерах жестким корпусам (баллон "съедает" часть пространства).

По закону ВСЕ транспортные средства подлежат ежегодному техническому осмотру. Это относится к гребным лодкам, моторным лодкам и парусным судам.

Некоторые из них даже подпадают под налогообложение с лошадиной силы. Правда, в различных регионах нашей необъятной установлены разные ставки налога.

Регистрация маломерного судна может быть осуществлена либо по месту прописки (регистрации) судовладельца, либо по месту постоянного нахождения судна (приписки), к которым могут относиться дача (своя или близких родственников), лодочная стоянка или база (охота, рыболовство). Конечный выбор за судовладельцем, но прежде, чем что-либо предпринять, нужно созвониться с соответствующей Инспекцией по маломерным судам, и все для себя прояснить.

Перед походом в ГИМС вы уже четко должны представлять, где ЭТО ВСЕ будет лежать, храниться между рыбалками и в межсезонье?

Если и этот вопрос вами успешно РЕШЕН, похоже, новый водномоторник уже "созрел", и в наших рядах наметилось пополнение, тогда идем покупать новый мотор.

Соколов Владимир, СПб.
Статья была опубликована в журнале "Рыбацкое подворье" №4 2005

Другие статьи и обзоры

Выбор лодочного мотора - Часть 2


 
©2007 Мневка.ру, продажа лодок Мнев

Главная

Каталог лодок

Лодочные моторы

Прайс-лист

Статьи

Контакты

    ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru